О блоге
В блоге я пишу о том, что мне кажется интересным и полезным.
Без привязки к узкой тематике. О профессиональном и личном. Об идеях, миропонимании, управлении, коммуникациях, маркетинге, путешествиях, современных медиа, веб-сайтах, гаджетах и многом другом.
  • Рубрики
  • Архивы

Читаю

Фотографирую

Снимаю видео

Подпишитесь на обновления

Фильм “Секрет” (The Secret) глазами маркетолога

11/12/2009 Сергей Сухов

Секрет

На днях в книжном магазине наблюдал как сразу несколько человек купили книжку и DVD “Секрет”. Это послужило стимулом к тому, чтобы отыскать давно пылившийся на HDD релиз и бегло посмотреть киноверсию.

Не берусь оценивать истинность идей фильма. Думаю, что рациональное зерно в них есть. Но при этом много и наивности и небольшого лукавства.

Давайте попробуем расшифровать магию самого фильма? Вот несколько используемых в нем приемов:

  • Грамотная подстройка под типичное для целевой аудитории состояние (”мне было плохо, я чувствовал безысходность, хотелось изменений..“)
  • Ссылки на авторитеты в виде Платона, Шекспира, Ньютона, Эдисона, Эйнштейна и других великих людей. Разве можно с ними спорить?
  • Намек на тайну (”секрет скрывали“). Тайное всегда притягивает
  • Обещание чудес. Причем быстрых и не требующих трудозатрат
  • Постоянное гипнотическое проговаривание формулы “Это величайший секрет!
  • Избегание любых религиозных ассоциаций, которые могли бы вызвать раздражение
  • Частая демонстрация серьезных личностей, день и ночь работающих с Секретом. Такие личности не могут это делать просто так, правда?
  • Псевдонаучное объяснение, опирающееся на теорию волн и квантовую физику. Звучит не очень понятно, но наукообразно
  • Пересказ многочисленных историй успеха, дающих возможность узнать в их героях самого себя. Или, что еще лучше, отыскать пример, в котором ситуация была еще хуже, чем у вас
  • Постоянные призывы с действию Прямо сейчас!“. Он вам не напоминает баннеры в интернет-магазинах?

Весь фильм построен как одна большая презентация. Или избирательная кампания. В этом его безусловная сила, которая, как мне кажется, и объясняет благотворное влияние “Секрета” на зрителей.



Комментарии 27

Сергей пишет:
13/12/2009 в 4:23

Сергей, а что Вы хотели, это коммерческий продукт. Естественно он построен по всем правилам маркетинга. Практически все кто занят в фильме занимаются продвижением своих брендов “feel good”. Могу сказать лишь, что этот “секрет” действительно работает.

Дмитрий пишет:
14/12/2009 в 0:19

“Секрет” – это дурилка такая. Вот сейчас пойду и притяну себе миллион долларов. А лучше два! Неее три! И в евро, pls :)

Alex пишет:
14/12/2009 в 0:27

Секрет работает, если в него веришь! Только так. Каждому по вере!

14/12/2009 в 0:46

Сергей, я как раз и говорил, что “Секрет” можно рассматривать как образец, идеал, пример очень грамотной презентации определенной концепции. Весь пост – это краткий обзор используемого для этого инструментария.

14/12/2009 в 0:52

Дмитрий, спасибо! Любопытно, что я как раз вернулся с семинара, на котором обсуждались похожие вопросы. Планирую написать пост об этом.

14/12/2009 в 0:55

Сергей, Alex! Буду благодарен, если расскажите о своем опыте. Спасибо :)

14/12/2009 в 1:31

Смотрел. Типичный американский продукт. Ничем не удивил.

14/12/2009 в 1:37

А что значит “типичный американский продукт”? Поясни чуть-чуть, пожалуйста.

Alex пишет:
14/12/2009 в 1:47

Сергей, а что тут рассказывать? Фильм об одном из Законов Вселенной. Этот Закон работает независимо от того, знаете Вы о нем или нет. Люди, которые знают о Законе, живут легче и получают больше. Вселенная как бы помогает им.

Людям с логическим складом, рационалистам это никогда не понять. Они другими категориями мыслят. Всякими там “задачами”. Но для Вселенной это все чушь и бред. У нее свои Заклны.

Alex пишет:
14/12/2009 в 1:50

Сергей Соловьев

Удивлять должен не фильм, а результаты, которые дают его идеи. Вы пробовали их применять? Если так говорите, значит нет.

Alex пишет:
14/12/2009 в 1:54

Чудес не бывает, потому что вы в них не верите, господа! Не грустно самим?

14/12/2009 в 2:09

Alex, не грустно вовсе. Я верю в закон сохранения энергии, который звучит разумно. Возможно, Вы правы: я — рационалист, и закон, о котором говорит фильм, мне действительно не понять. Рад, если Вам он помогает.

Сергей, да — американский продукт. Ты сам сказал: ведь фильм — как грамотная презентация. Американцы умеют красиво преподнести все, что угодно. А идея, обещающая “все, что угодно” — только упрощает задачу.

Сергей пишет:
14/12/2009 в 12:01

Сергей, собственно в своем блоге (http://smangel.blogspot.com/2009/12/secret.html) я уже описал свою историю. Причем на тот момент я не смотрел фильма секрет и не изучал вообще вопрос позитивного мышления.

Мария пишет:
14/12/2009 в 15:30

Согласна с Сергеем Соловьевым – типичный американский продукт. И этот пост с подмеченными приемами это только подтверждает. Никто не говорит, что плохой продукт, но чудо не может быть продуктом.

Сергей пишет:
14/12/2009 в 15:54

Мария, согласен с Вами и Сергеем Соловьевым, в том, что это продукт. И как правильно подметил Сергей Сухов этот продукт правильно продается.
Не могу согласиться только с утверждением “чудо”. Это не чудо, а реальная работа над собой. Этому нужно учиться. Для достижения целей нужно много трудиться. И поэтому я не понимаю почему нельзя продавать обучение этому нелегкому делу.
Если все так просто, попробуйте хотя бы день, без подготовки, быть на положительной волне. Чтобы все (Все до одной!) мысли были положительными, и говорили вселенной как Вам хорошо, что Вы ей благодарны.

14/12/2009 в 15:57

Сергей, а что Вы словом “продукт” тогда называете? Технологию? Концепцию? Идею? Вид веры?

Мария пишет:
14/12/2009 в 15:59

Почему нельзя? Можно. Я же и говорю – хороший продукт. Но меня лично передергивает от

1) Постоянное гипнотическое проговаривание формулы “Это величайший секрет!“
2) Частая демонстрация серьезных личностей, день и ночь работающих с Секретом. Такие личности не могут это делать просто так, правда?
3) Псевдонаучное объяснение, опирающееся на теорию волн и квантовую физику. Звучит не очень понятно, но наукообразно

Это не значит, что эти приему не надо использовать. Это значит лишь, что они действуют не на всех одинаково.

Дмитрий пишет:
14/12/2009 в 16:05

Уважаемые о чем хоть вы тут все?

Это все не проверяемые технологии. Ведь, если у вас что-то не получится, то вам всегда скажут: “Вот! Ты не достаточно сильно\долго\мощно думал о своем желании!” :)

Или, например, намекнут, что ты не достоин того, что ты просишь. И с этим уже будет ничего не сделать.

Дмитрий пишет:
14/12/2009 в 16:10

Мария, вот действует \ не действует, а киношку вы посмотрели :) . Или книжку прочитали :) .

Подействовало?

Мария пишет:
14/12/2009 в 16:16

Книжку полистала бегло в магазине, желания купить не появилось. Фильм – в перемотке некоторые кадры – не действует. Вообще американские приемы вызывают во мне больше отторжения чем понимания.

Наверное просто я не целевая аудитория для них. Я не чувствую безысходности не ищу выхода.

“Грамотная подстройка под типичное для целевой аудитории состояние (”мне было плохо, я чувствовал безысходность, хотелось изменений..“) “

Сергей пишет:
14/12/2009 в 17:22

Сергей, продуктов в этом фильме много, для одних это книги, для других тренинги, для третьих сувениры. Это и технологии и концепции и идеи. Веру не могу в этот ряд поставить. Авторы очень щепетильно относятся к вопросам веры, и всегда подчеркивают, что не претендуют на веру (религию). Хотя то, о чем они говорят, не противоречит ни одной религии.
А раздражение этот фильм вызывает у многих по вопросам этичности продажи надежды, думаю. На это могу сказать только одно не нравится не смотрите, не читайте, значит Вам сейчас комфортно, Вы живете так как хотите (думаете, мечтаете) и не нужно ничего менять.

Сергей Соловьев пишет:
14/12/2009 в 17:34

Дополню самого себя (и заодно соглашусь с некоторыми комментаторами:
Все, чего добивается человек, он добивается сам. Вселенная лишь прогибается под его усилиями. Она чаще противодействует, чем способствует. И то, как человек воспринимает и относится к окружающему, тоже от него зависит. Хочешь быть позитивным человеком, будь им. Помощь свыше для этого не нужна.
В общем, не вижу в Секрете ничего сакрального. Психология и работа над собой. А целевая аудитория продукта – это те, кому помощь все-таки требуется. Это так же, как с религией. (только не набрасывайтесь сразу снова из-за того, что религию упомянул – никого не хочу обидеть)

Сергей пишет:
14/12/2009 в 18:11

Полностью с Вами согласен, Сергей Соловьев.

Alex пишет:
14/12/2009 в 22:58

Сергей Соловьев
Ну Вы ведь сами пишите “Вселенная прогибается”. И при этом отрицаете возможность существования Секрета. Где логика?

Сергей пишет:
14/12/2009 в 23:38

Alex,
никто не говорит об отсутствии “секрета” как такового, просто в этом нет действительно магии, или чего-то сверхестественного. Это все психология и работа над собой, как правильно подметил Сергей Соловьев. И вселенная начнет прогибаться. А уж прогибается она или старается помочь, это личные ощущения каждого.

Не стоит прогибаться под изменчивый мир,
Пусть лучше он прогнется под нас.
(с)Макаревич.

А в контексте самого первого поста – “Секрет” всего лишь очень хороший маркетинговый ход.

Alex пишет:
15/12/2009 в 8:52

Сергей, давайте сойдемся на том, что это все иллюзии? Есть иллюзия, что Вселенная помогает. И есть иллюзия, что Вселенная мешает. Ну и есть иллюзия, что все это иллюзии :)

Julli пишет:
16/12/2009 в 11:14

“Секрет” понравился тем, кому и должен был понравится. Есть такой вид маньяков – они постоянно таскаются по тренингам и ищут просветления. Вот для них.

RSS лента комментариев к этой записи.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.


Подпишитесь: Linked InFlickr