О блоге
В блоге я пишу о том, что мне кажется интересным и полезным.
Без привязки к узкой тематике. О профессиональном и личном. Об идеях, миропонимании, управлении, коммуникациях, маркетинге, путешествиях, современных медиа, веб-сайтах, гаджетах и многом другом.
  • Рубрики
  • Архивы

Читаю

Фотографирую

Снимаю видео

Подпишитесь на обновления

Цели и задачи

23/12/2009 Сергей Сухов

Чананги. Бали

Что является основным инструментом управления в западном понимании? Цели, задачи и ресурсы. Менеджер мыслит этими категориями, превращая всю деловую активность в набор проектов. Мы научаемся видеть жизнь через них. И часто впадаем в иллюзию, что “проектное мышление” – это единственная реальность. Есть ли этому альтернатива? Есть ли другое описание мира? Конечно! Достаточно посмотреть на традиционные культуры, выжившие в эпоху глобализации.

Например, для балийцев одним из основных инструментов управления являются церемонии, направленные на взаимодействие с “добрыми” и “злыми” духами. Простейшая форма подношения духам называется чананги. Чананги – это сплетенная из пальмовых листьев небольшая корзиночка, наполненная рисом, сладостями и цветами. Такая корзиночка привлекает “добрых” духов или позволяет откупиться от “злых”. Выглядит несколько наивно, правда? Однако, для людей, обустроенных на семи активных вулканах, в районе мощнейшего разлома тектонических плит и в области гигантских цунами – это вопрос выживания. Находящиеся рядом Суматра и Филиппины постоянно испытывают на себе все эти невзгоды. А Бали они обходят стороной, что для самих балийцев является абсолютным подтверждением правильности их миропонимания.

Многие назовут такой взгляд на мир примитивным. Обычно это будут люди, “поклоняющиеся” другим артефактам – дорогим автомобилям, кожаным портфелям, яхтам, модной одежде и прочим атрибутам культа успеха. Формой их подношения “духам” являются их собственные жизни, часто растрачиваемые на нелюбимых и бесполезных работах. Мне много раз приходилось видеть практически религиозный блеск в глазах бизнесменов, смотрящих на величественные небоскребы. Вероятно, примерно такое же впечатление в древности производили на людей Египетские пирамиды или храмы. И я так же помню светящиеся от счастья и удовольствия глаза балийцев, кубинцев и жителей Доминиканы, вероятно, никогда даже не слышавших термин “проект”.



Комментарии 21

Julli пишет:
23/12/2009 в 9:51

Я уже пошла складывать цветочки и пироженки в коробочку и расставлять это все по офису. Может под Новый год и не примут за дуру :) .

А если без шуток, то, Сергей, вы правы по поводу подношения собственной жизни Золотому Тельцу. Мы продались или, может быть, были проданы ему :( .

Сергей Соловьев пишет:
23/12/2009 в 12:44

Так каким же именно образом церемонии заменяют фетиши Западной культуры? Я не уловил параллель.

23/12/2009 в 12:55

Сергей (Соловьев), они не заменяют. Я хотел сказать, что в каждой культуре свои фетиши, свои ритуалы, свои божества. Еще раз попробую пояснить :) .

Для западного человека парадигма проектного мышления часто является настолько “вшитой”, что он просто не воспринимает какие-то другие картины мира. Или считает их не адекватными. У балийцев “вшита” другая программа. Их картина мира включает духов и церемонии.

Ни одна из этих картин не является истинной. Как всегда, можно говорить только о полезности того или иного способа восприятия мира :) . С балийскими представлениями о мироустройстве, например, сложно выжить в корпоративном мире, но можно чувствовать себя вполне комфортно в джунглях среди вулканов :)

23/12/2009 в 13:17

Впрочем, параллель, наверное, все-таки есть. Если бы западный человек жил на вулкане, он бы организовал проект для сооружений средств защиты и стихийных бедствий и разработал заранее план эвакуации :) А насколько на Бали присутствует культура созерцательного отношения к миру, которая так типична для восточных народов?

23/12/2009 в 13:26

Про отношение к жизни вот здесь: http://blog.sergeysukhov.com/archives/376

Есть созерцательность, конечно. Но это ведь не пассивное созерцание, а принятие ситуации. То, что недеянием называется :) .

Мне рассказывали, что балийцы (не индонезийцы!) очень слабы в бизнесе. Например, они не понимают суть инвестирования как явления (”будущее не определенно, зачем на него надеяться”). Они не очень хорошие продавцы.. ну и т.д.

Julli пишет:
23/12/2009 в 13:35

Западный человек, наверное, не стал бы жить на вулкане :)

Сергей, вы человек с проектным мышлением?

23/12/2009 в 13:41

Julli:
Я ценю и то и другое. Правда, так получается, что живу сейчас по западным стандартом, в основном. Лет 10 назад это было не так.

Сергей:
Японцы и китайцы ценят именно созерцательность, как явление. Считают, что она очень многое дает человеку. В то время, как американцы, по-моему – люди действия исключительно. Ну, ты это по “Последнему самураю” должен знать :)

23/12/2009 в 13:59

Я где-то читал, что суть западного (в частности, американского) подхода выражается фразой: “У меня есть план!”. Причем, если план не срабатывает, то на этот случай должен быть План Б :) .

Про ценность созерцательности согласен. Самое интересное, что она у них совершенно не противопоставляется переживанию полноты жизни. Даосы, например, созерцательные жизнелюбы :)

Julli пишет:
23/12/2009 в 14:09

Сергей Соловьев
Кажется, нотка сожаления проскользнула в ваших словах “Правда, так получается,…”. Мне кажется?

Иван пишет:
23/12/2009 в 14:28

Коллеги, что хоть вы обсуждаете?

Посмотрите чего достигло Бали в своем развитии и куда ушел Запад со своим проектным мышлением. Балийцы до сих пор живут почти в первобытно-общинном строе. Прогресса ноль.

23/12/2009 в 14:31

Иван, видимо, западная версия прогресса им не нужна :)

Мария пишет:
24/12/2009 в 15:27

Поменять прошивку в мозгу ни мы ни балийцы увы не в состоянии, ну разве что лоботомия тут поможет.
А вот поклоняться не артефактам, а человеческим качествам нам вполне по силам (тут я согласна с Э.Фроммом). Надо стремиться не “иметь”, а “быть”. Это многое меняет.
А то сейчас кого не спросишь, “что ты хочешь?” Ответ у большинства сводится к “иметь машину”, “иметь дачу на Майорке”, “иметь жену-красавицу и троих ребятишек”. А вот “стать лучшим папой в мире для троих ребятишек” гораздо реже услышишь.

24/12/2009 в 18:27

Мы буквально вчера Фромма обсуждали. Причем именно в контексте “быть или иметь”. Большая волна в Google Wave получилась.

Чувствую, пора писать заметку про Закон парных случаев :)

24/12/2009 в 21:39

Маша, а во про перепрошивку… Я думаю, что мы настолько мало знаем о реальном устройстве психики, что этот вопрос обсуждать несколько преждевременно :) . Уверен, что у тебя у самой в жизни были ситуации, когда ты вдруг открывала в себе такие свойства, о которых даже не подозревала :) . Было ведь? :)

25/12/2009 в 0:25

Julli:
Когда я это писал, сожаления не было. Была — констатация факта. Но я помню, каким я был раньше, и почему это менялось. Если бы я не менялся, я бы не был там, где я сейчас. А то, где я сейчас, меня вполне устраивает. Но, разумеется, я при этом не только многое приобрел, но и многое потерял.
Есть еще одна полезная привычка: ни о чем произошедшем не жалеть. Гораздо правильнее делать из произошедшего выводы.

Julli пишет:
25/12/2009 в 20:38

А получается не жалеть? У меня совсем не получается :( :(

Может рецептик тайный есть, Сергей?

27/12/2009 в 1:01

Да, получается. Я считаю, что сожалеть о прошлом — означает принять, что произошедшее было каким-то образом предопределено, и ты никак не мог на это повлиять. Я же убежден, что повлиять на события можно всегда. Я лучше приму мысль о том, что я совершил ошибку, чем мысль о том, что кто-то что-то решил за меня.
По-моему, только так можно реально учиться и извлекать пользу из опыта.

Потому и говорю: не жалейте, но делайте выводы на будущее. В том числе, выводы о том, что конкретно вы сделали неправильно, и как вы можете не допустить этого в будущем.

Stanislav пишет:
24/03/2010 в 23:19

К сожалению, про духовность ничего не могу сказать, я наверное еще не решил полностью, что это такое. А прочитав ваши мысли, не приблизили меня ни на шаг.. ) Все-таки мне кажется, что духовность включает в себя религиозность, но не только ее.. но я еще не решил, что именно.

Но, читая про Бали сразу вспомнился рассказ из журнала(вроде ГЕО), там говорилось о Австралийцах, которые живут на островах, в каком-то архипелаге восточнее Австралии, острова около километра шириной и разной удаленности друг от друга ( от пару часов до дня пути на лодке), так вот. они больше всего любят собираться вместе и устраивать праздники, у них даже не закрываются двери в деревнях, и смысл у них, чтобы как можно чаще встречать и проводить время вместе. Они не любят одиночество.
А западный человек, который идет по улице не видя других людей, стремится жить на таком необитаемом острове. Что для тех Австралийцев, это близко к самой худшей каре.

25/03/2010 в 9:53

Stanislav, я сам не могу сказать, что понимаю все грани, отличающие духовность от религиозности.

Рассказ про австралийцев очень интересен. Но, на мой взгляд, он больше отражает потребность в общении, чем духовность.

Stanislav пишет:
25/03/2010 в 12:17

Я там не имел ввиду духовность, про австралийцев я написал после прочтения ваших рассказов про Бали, просто сразу вспомнилось. Иммел ввиду разность мышления и разность ценностей.

25/03/2010 в 12:25

Да, я понял. Таких моментов в кросскультурных отношениях очень много. И мне они очень интересны. Поэтому, если будут еще какие-то примеры, пишите.

Спасибо заранее

RSS лента комментариев к этой записи.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.


Подпишитесь: Linked InFlickr